Происхождение дней недели и их названия.
Семидневная неделя как промежуточная единица измерения времени между сутками и месяцем возникла в Древнем Вавилоне. Отсюда она перешла к евреям, а затем к грекам и римлянам; от римлян она широко распространилась по всей Западной Европе. Семидневная неделя получила признание и у многих народов арабского Востока. Вавилоняне приписывали числу "семь" магическое значение, считая его "священным". Такое почитание было связано с числом известных в то время планет (к которым относили также Солнце и Луну). Возможно, происхождение семидневной недели как единицы измерения времени связано и с другой причиной - с изменением лунных фаз, повторяющихся через каждые 29,5 суток. Если учесть, что во время новолуния Луна не видна около 1,5 суток, то продолжительность видимости ее составит 28 суток, или четыре недели. И теперь период изменения вида Луны мы делим на четыре части, которые называем первой четвертью, полнолунием, последней четвертью и новолунием. Каждая четверть лунного месяца длится приблизительно семь дней.
Названия дней недели имеют астрологическое происхождение. Еще в Древнем Вавилоне сутки делились на 24 часа, и каждый час находился под покровительством какой-нибудь планеты. Известное вавилонянам число планет равнялось 7: Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер и Сатурн. Каждый час суток управлялся семью светилами. Если первый час суток управлялся Сатурном (Сатурн), то второй час управлялся Юпитером (Юпитер), третий — Марсом (Марс), далее Солнцем (Солнце), Венерой (Венера), Меркурием (Меркурий) и Луной (Луна). Эта последовательность планет повторялась каждые семь часов. Следовательно, двадцать пятый час, или первый час следующего дня, управлялся Солнцем, а сорок девятый час, или первый час после следующего дня, управлялся Луной. Таким образом, если день помечать планетой, которая управляет первым часом, то за днем Сатурна следует день Солнца, затем следует день Луны, и так далее.
В греческом языке, грузинском, армянском, арабском понедельнику соответствует день с номером 2, вторнику – день с номером 3 и т.д. Такая нумерация дней берет начало в Шумере и Древнем Вавилоне. День Сатурна у вавилонян считался несчастливым. В этот день приписывалось не заниматься никакими делами, и сам он получил название “шаббат” – покой. При этом его перенесли в конец недели. Название перешло в еврейский, арабский, славянские, некоторые западноевропейские языки. Во многих странах день отдыха перенесен, но счет дней по-прежнему ведется от субботы. Так у мусульман день отдыха (последний день недели) совпадает с нашей пятницей, но название “первый день” в арабском языке относится к воскресенью. Семидневная неделя распространилась в Римской империи еще при императоре Августе в связи с увлечением римлян астрологией. В частности, в Помпеях найдены настенные изображения семи богов дней недели. Но в силу живучести традиции, последним днем недели еще долго оставалась суббота. Последним днем недели в свое время считалась суббота и в Англии.
Ранее греки называли воскресенье так: “первый в неделе”.
Пронумерованы некоторые дни недели и в славянских языках, но счет дней эти народы ведут после воскресенья. В иудаизме дни недели нумеровались цифрами. Также в португальском, испанском, восточно-славянских языках.
Русские: Понедельник, Вторник, Среда, Четверг, Пятница, Суббота, Воскресенье,
Украинские: Понедiлок, Biвтopoк, Середа, Четвер, Пятниця, Субота, Недiля,
Польские: Poniedzialek, Wtorek, Sroda, Czwartek, Piatek, Sobota, Niedziela,
Чешские: Pondeiek, Uterek, Streda, Ctvrtek, Patek, Sobota, Nedele,
Болгарские: Понеделник, Вторник, Сряда, Четвъртък, Петък, Събота, Неделя,
На Руси еженедельный праздник долго назывался седмицей или "неделей" - днем, когда "не делают", не работают. Понедельник означает, что он следует после "недели" (т.е. воскресенья), вторник - второй день после "недели", среда - средний день, четверг и пятница - четвертый и пятый; суббота же происходит от древнееврейского слова "саббат" (шабаш), что означает отдых, покой. Воскресенье (неделя) когда-то был первым днем недели, поэтому название "среда" соответствовало его месту в неделе. Рабочая неделя в России стала начинаться с понедельника в 20 веке. Особенность славянского культа проявилась в названии пятого дня после недели - "пятница" имеет окончание женского рода, т.к. пятый день в славянской мифологии связан с женским божеством, как и во многих других культурах. У древних славян день богини Мокоши, покровительницы женского начала, как считается, приходился на последнюю пятницу октября. После принятия христианства пятый день недели – пятница – связывался со святыми женского пола. В этот день женщинам категорически запрещалось прясть ткань, стирать, а также купать детей и купаться самим. Считалось, что Мокошь может сурово наказать нарушающих запреты – наслать болезни, порвать полотно или спутать нитки на веретене. В то же время по мере утверждения христианства в народе культ Мокоши, как и культ Пятницы, стал заменяться культом Параскевы-Пятницы (христианская великомученица, жившая, как принято считать, в IIIв. н. э.; ее память в Православной церквисовершается 28 октября по юлианскому календарю). В русском же быту святая Параскева так и стала со временем именоваться «Параскевой-Пятницей».
Читать полностью
Согласно иудейскому и христианскому календарю, основанному на Библии, воскресенье считается первым днём недели, следующим за «днём седьмым», субботой (Исх. 20:10). Тогда как суббота (саббат) возникла в иудейской традиции как день седьмой, когда Бог ничего не творит, а живет по законам сотворенного мира, и люди должны следовать его примеру, не вмешиваясь в божественные дела. В православной церкви суббота отчасти сохранила статус особого дня в богослужении, но субботний покой не соблюдается. Решение о праздновании воскресенья принял римский император Константин в 321 г. он приказал, чтобы “все судьи…, а также все ремесленники в почитаемый день Солнца отдыхали”. Воскресенье считалось не заменой субботы, а «Днём Восьмым», новым праздником, стоящим вне времени, точкой отсчёта обновлённой жизни во Христе; повседневный труд в этой интерпретации отменялся в воскресенье не для покоя, а для участия в богослужении, помощи ближним и подвигов благочестия. Римская католическая церковь мало вкладывает в разницу между субботой и воскресеньем, многие католики (по крайней мере в разговорной речи) следуют протестантской практике называть воскресенье Шабатом.
В Армянском языке дни недели берут названия от числительных. Воскресенье на армянском - кираки. Это греческое слово; по-гречески “Куриак” означает “Господень день”. Однако, до принятия Арменией христианства в 4.в., этот день назывался “миашабат”, т.е., первый день после шабата (ми - один, арм.). Остальные же дни и сегодня соответствуют старому счету, принятому в иудаизме:
Понедельник – еркушабти – второй день (после шабата)
Вторник - ерекшабти – третий день
Среда – чорекшабти – четвертый день
Четверг - хингшабти – пятый день
Пятница – урбат. Слово “урбат” с армянского никак не переводится, т.к. было заимствовано из древнеассирийского (арамейского) языка, где слово “aruwatha” (аруубат) означало “приготовление”, а это, в свою очередь, было древнееврейским словом, имеющим значение предшествующего шаббату дня, приготовление к шаббату. Примечательно, что названию урбат, в армянском языке предшествовало другое название - параскеви. Так же не является числительным и восходит к греческому "парасеук" - готовиться, день был посвящен великой Богине Матери.
Суббота - шапат, почти как и в древнееврейском, совпадает с названием недели в армянском языке.
Из Вавилона названия дней недели именами богов перекочевали к римлянам, а затем в календари многих народов Западной Европы. На английском, немецком, латинском, французском языках их значения схожи:
Понедельник - День Луны (Monday, Montag, Dies Lunae, Lundi)
Вторник - День Марса (Tuesday, Dienstag, Dies Martis, Mardi)
Среда - День Меркурия (Wednesday, Mittwoch, Dies Mercurii, Mercredi)
Четверг - День Юпитера (Thursday, Donnerstag, Dies Jovis, Jeudi)
Пятница - День Венеры (Friday, Freitag, Dies Veneris, Vendredi)
Суббота - День Сатурна (Saturday, Samstag, Dies Saturni, Samedi)
Воскресенье - День Воскресенья ( Sunday, Sonntag, Dies Solis, Dimanche)
Названиями планет пользуются для обозначения дней недели и многие народы Азии, исповедующие буддизм, – индийцы, монголы, тибетцы, корейцы, таиландцы.
Основные сравнительные таблицы можно посмотреть в Wiki.
Понедельник – Monday (англ.) прямо перекликается с Луной – Moon, ещё нагляднее Dies Lunae (лат.), Lundi (фр.), еl Lunes (исп.), Lunedi (итал.). Названия понедельника из северных языков, например, Måndag (шв.), Maanantai (фин.), Mandag (дат.) связаны с древнегерманским Mánadagr - день Луны. В славянских языках понедельник имеет значение первого дня или, согласно одной версии, днём "после недели", поскольку "Неделя" является старым русским словом обозначающим современное воскресенье. На хинди понедельник - День Луны.
Вторник - в названии вторника Dies Martis (лат.), Mardi (фр.), el Martes (исп.), Martedi (итал.) мы без труда узнаём планету Марс. В Tiistai (фин.), Tuesday (англ.), Dienstag (нем.) и в других языках этой группы скрыто имя воинственного древнегерманского бога Тиу (Tiu, Ziu) аналога Марса. В славянских языках этот день однозначно читается как порядковое числительное, т.е. это "второй" день недели. На хинди вторник - День Марса.
Среда - легко угадывается Меркурий в Dies Mercuri(лат.), le Mercredi (фр.), Mеrcoledi (итал.), el Mercoles (исп.).
Wednesday (англ.) происходит от Wodensday, означающего день Водена (Вотана). Этот жеперсонаж скрыт в Onstag(шв.), Woenstag (гол.), Onsdag (дат.). Воден - необычный бог, он изображается высоким, худым стариком в чёрном плаще. Этот персонаж прославился изобретением рунического алфавита, что проводит прямую параллель с богом-покровителем письменной и устной речи - Меркурием. По легенде Воден ради знаний пожертвовал одним глазом. В славянских "среда", "середа" и т.д, а также в Mittwoch (нем.), Keskeviikko (фин.) заложена идея середины недели. Редко встречается древнерусское название среды "третийник". Заметим, что астрологически Меркурий считается средней, бесполой планетой – ни мужской, ни женской. На хинди среда - День Меркурия.
Четверг - латинское Dies Jovis, День Юпитера, дало начало Jeudi (фр.), Jueves (исп.), Giovedi (итал.), а вот Thursday (англ.), Torstai (фин.), Torsdag (шв.), Donnerstag (нем.), Torsdag (дат.)и прочие похожие имеют прямую связь с древним богом-громовержцем Тором, аналогом Юпитера. В славянских языках четверг как и вторник носит сугубо числовое значение четвёртого дня. На хинди четверг - День Юпитера.
Пятница - хорошо видна Венера в Vendredi (фр.), Venerdi (итал.), чуть приглушённее в Viernes (исп.), английское же Friday, Fredag (шв.), Freitag (нем.) имеет параллель со скандинавской богиней плодородия и любви Фрейей (Фригге), аналогом греческой Афродиты и римской Венеры. В славянских языках этот день по смыслу "пятый". На хинди пятница - День Венеры.
Суббота - лицо Сатурна однозначно проглядывается в Saturday (англ.) и Saturni (лат.). Русское название «суббота», el Sabado (исп.), Sabato (итал.) и Samedi (фр.) восходят к ивритскому «Шаббат», означающему "покой, отдых". В этом смысле с Шаббатом удачно перекликается одно из астрологических значений Сатурна – неподвижность, концентрация. Интересно, что славянские языки, ни с того ни с сего, единодушны с латинскими, их суббота тоже родом от "Шаббата". Lauantai (фин.), Lördag(шв.), Loverdag (дат.) сходны с древненемецким Laugardagr и означают "день омовения", откуда мы узнаём, что раз в неделю древние мылись обязательно. На хинди суббота - День Сатурна.
Воскресенье - День Солнца по-латински, английски и немецки, во многих языках этот день обозначается различными вариациями слова "Sun/Son" (Солнце). Domingo (исп.), Dimanche(фр.), Domenica (итал.) в переводе означают "День Господень" и наверняка являются наслоением принесённым в Европу вместе с христианством. Русское "воскресенье" появилось таким же способом, заменив старое название этого дня "Неделя", успешно сохранившиеся в других славянских языках - Неделя (бол.), Нед iля (укр.), Nedele (чех.) и прочих. На хинди воскресенье - День Солнца.